shapka-obzor-header
Игра Жанр Разработчик Издатель
Stellaris Strategy Paradox Development Studio Paradox Interactive
Дата релиза Контроллер Русский язык Мультиплеер
9 мая, 2016 Нет Есть Есть
Stellaris – это новая и самая свежая на данный момент игра от кудесников и, в общем-то, практически монополистов рынка глобальных стратегий – Paradox, которая интересна, как минимум потому, что это первая игра студии в переживающем ренессанс жанре космических стратегий и лично мне стало безумно интересно, насколько удачно им удалось выйти из своей зоны комфорта.

Stellaris обзор – первое впечатление.

Новое детище Парадоксов начинает подкупать вас и одновременно едва заметно тянуться своей длинной костистой лапой к вашему бумажнику буквально с первых минут просмотра скриншотов, видео об игре и знакомства с описанием ее возможностей. Кроме того, я отношу себя к любителям жанра космических стратегий и в свое время провел немало часов в уже классической игре Galactic Civilizations 2, поэтому вопрос, делать обзор Stellaris или нет – для меня не стоял вовсе. Зайдя в саму игру, я сразу подумал, что мне понравится. Да, так бывает, когда даже меню уже говорит о том, что качество будет такое, что не подкопаешься. Порадовал меня и по-настоящему разнообразный инструмент создания своей цивилизации и все необходимые настройки игры оказались в наличии: количество врагов, их сообразительность, агрессивность, аномалии, глобальные события, форма галактики и многое другое. Впрочем, все это была лишь прелюдия – удивлять меня игра Stellaris прекращать пока не собиралась.

stellaris-obzor-scr-1

Зайдя в саму игру, поражает в первую очередь то, насколько интерфейс Stellaris сложен на вид. Действительно, первый час, наверное, я тратил почти все время в игре на то, чтобы понять, что и как работает и даже после этого я еще долгое время, к своему удивлению, находил в игре то, чего не видел ранее, но что вполне могло бы мне пригодиться. При этом в Stellaris есть своего рода обучалка – советник, который дает базовые знания, однако этого, конечно, мало. Впрочем, я не считаю некоторый порог вхождения проблемой и недостатком игры – я вполне позитивно отношусь к играм, которые требуют от игрока усилий, чтобы овладеть ей – так ведь интересней. Далее этому в своем обзоре Stellaris я возвращаться не буду, но будьте готовы, что вам придется некоторое время потупить, прежде чем вы поймете, как в нее играть.

stellaris-obzor-scr-6

Геймплей

Stellaris – это глобальная стратегия. Это значит, что игроку предлагается управлять в буквальном смысле всеми процессами, происходящими в его империи – будь то колонизация, постройка добывающих станций или ведение военных действий и дипломатии. Надо понимать, что цена ошибки в таком случае довольно велика, поэтому-то начать действительно получать удовольствие от игры в короткие сроки некоторым бывает довольно сложно – особенно тем, кто не умеет проигрывать. Геймплей Stellaris можно условно поделить на четыре не совсем равноценных части:

  • Исследования. Исследования в Stellaris занимают довольно много времени, но при этом имеют намного меньше смысла, чем может показаться. Казалось бы, ведь исследовать новые галактики, открывать новые миры, новые расы, цивилизации – это все так интересно? К сожалению, в Stellaris это интересно ровно до того момента, пока вы не осознаете, что это процесс абсолютно рутинный и задуманный именно таковым – без оговорок. Если вы когда-то играли в Galactic Civilizations 2, то вы помните, как интересен был этот процесс там. Вот ровно настолько он не интересен в Stellaris. Планет великое множество и большая часть из них не представляет никакого интереса, зато представляет практическую пользу – она либо пригодна для заселения, либо на ней есть ресурсы, которые можно начать добывать, если планета находится в вашей зоне влияния. Кроме того, наши разведчики постоянно будут находить аномалии, которые в свою очередь будут, в случае успешного их изучения, даровать нам ресурсы, плюсы к изучению технологий или, в худшем случае — открывать новые “сюжетные линии”, которые в конечном итоге приведут к тому же самому результату – к получению ресурсов и бонусов, только займут намного больше времени. Именно поэтому к исследованиям в Stellaris я довольно быстро стал относиться, как к рутине. И это был первый удар для меня.
  • stellaris-obzor-scr-2
  • Боевые действия. Пожалуй, описания “трех китов” геймплея Stellaris мне стоило начать именно с боевых действий – просто потому что они важнее всего остального, происходящего в этой игре. Да, забудьте о том, что вы можете с интересом играть в эту игру, если вы любите побеждать за счет торговли, дипломатии или расширения своего культурного влияния за счет миграции и технологий. Но об этом чуть дальше, а пока битвы. Битвы в Stellaris мне очень напомнили недавний хит, покорившей миллионы школьников по всему миру – Agar.io. Работает тут все примерно по такому же принципе – ну, может быть чуточку сложней. Совсем немножко. Побеждает тот, у кого больше флота. Вот настолько все просто. Единственным тактическим действием, к которому вы можете прибегнуть в Stellaris – это заблаговременно разведать, на какое оружие и защиту делает упор ваш будущий противник и подготовить свой флот строго под него. Противник налегает на щиты? Отлично, тогда будем налегать на ракеты и торпеды. А если враг сделал ставку на броню, то мы установим на корветы побольше лазеров. И, к сожалению, я даже не преувеличиваю, когда говорю, что это и есть вся тактика военных действий в Stellaris – так и есть.
  • stellaris-obzor-scr-3
  • Колонизация. У каждой расы в Stellaris есть свои предпочтения с точки зрения пригодных для жизни планет. Именно эти планеты мы и заселяем. Можно также заселять более или менее пригодные планеты, но там и прирост будет ниже и условия для жизни нашей расы хуже. Колонизация, впрочем, ставит перед нами определенные преграды – мы не можем одновременно управлять больше чем 5 планетами. Однако есть возможность создавать секторы. Секторы – это, по сути, инструмент передачи прав на управление системой компьютерному интеллекту, который в дальнейшем будет сам управлять всем происходящим в системе. Я не могу сказать, что я испытал на себе какие-то негативные последствия этой фичи, но тот факт, что игрока по сути принуждают применять ее – это не очень хорошо. Впрочем, можно себя обезопасит, организуя секторы из систем, где вы уже сделали все необходимое, сокращая шанс AI накуролесить.
  • stellaris-obzor-scr-4
  • Дипломатия и торговля. Помните, я говорил, что четыре части геймплея не совсем равноценны? Вот мы и подошли к одной из “менее важных” частей игры Stellaris, которую, пожалуй, я мог бы даже не упомянуть в своем обзоре — и картина изменилась бы не сильно. Тем не менее, дипломатия и торговля в игре есть, поэтому есть они и в моем обзоре Stellaris. Но особенно многого тут не напишешь. Торговля сводится к абсолютно примитивному обмену ресурсами и информацией. При этом самое смешное, что компьютерный интеллект даже не способен взвесить все за и против того или иного обмена. Вы можете абсолютно спокойно выменять у него последнюю тысячу энергии, предложив нужное количество кристаллов, а после этого просто напасть на него и наблюдать, как его корабли потеряли половину своих щитов. И это не тактика с позиции игрока – это полнейший идиотизм AI. Дипломатия в игре и вовсе кажется ненужным рудиментом. Мы можем делать какие-то там предложения, заключать какие-то там пакты, объявлять войну и приглашать в федерации. Все пакты и договоры мгновенно можно отменить без каких-либо пенальти – просто взять и отменить. Из любой федерации можно выйти, когда тебе удобно. А про войну будет отдельный абзац чуть ниже – слишком уж она эпичная, чтобы описать ее кратко.
  • stellaris-obzor-scr-5

    Как выигрываются войны в Stellaris?

    Война в Stellaris – это главное развлечение. По-крайней мере, как мне кажется, именно так задумано, потому что если нет, то тогда странно, почему игрока толкают к ней всеми правдами и неправдами. В любом случае, война должна была оказаться самым веселым, что со мной случилось в Stellaris, но не стала. Не стала просто потому, что она тоже была превращена в рутину с легкостью и непринужденностью, которой можно только завидовать, но про которую трудно молчать. А теперь представьте, что вы объявляете войну цивилизации, которая заметно слабее вас, но при этом, по глупости ли, или по причине недостатка опыта, вы выбираете целью войны захват лишь одной планеты. У врага их, допустим, три. И вот вы триумфально выносите вражину в одну калитку, не оставляя от его флота ровным счетом ничего, кроме обломков, которые уже жадно изучают ваши разведчики и настроение у вас прекрасное, и амбиции ваши растут – вы уже заглядываетесь на соседей, выбирая, кого бы скушать следующим. Но вы рано радуетесь, потому в Stellaris, насколько бы вы безоговорочно не выиграли войну, сколько бы планет вы не оккупировали в ее ходе, вы получите только то, что выбирали изначально в целях.

    stellaris-obzor-scr-7

    Казалось бы, с одной стороны это логично, ведь если объявить цель войны, достичь ее, но пойти в итоге дальше, то галактическое сообщество может негативно отреагировать. Вот только в Stellaris никакой реакции нет. Да и какая может быть реакция, если, например, я играю за империю деспотичных милитаристов, у которых отношения со всеми в лучшем случае стоят на отметке -100? То есть кого-то должно удивить, что милитаристы ведут войну и делают это бесчестно или что? Логика в этой системе отсутствует как класс. Кроме того, система набора военных очков – это то, из-за чего эта игра просто не дает вам воевать честно, потому что она вынуждает вас играть практично, чтобы набрать очки. Компьютер не способен вести войну умно – он будет делать одно и то же каждый раз, вестись на одни и те же уловки и давать вам зарабатывать военные очки даже если его флот и экономика сильней вашей. И в итоге вы выиграете войну просто потому, что искусственный интеллект в Stellaris туп, примитивен и прямолинеен. И вот поэтому война полностью лишена романтики – в ней нет никакой неожиданности. Вы знаете, как будет действовать ваш противник заранее и он вас не удивит – он будет действовать именно так. Если вдруг на вас напали, а у вас пока еще недостаточно флота, чтобы дать бой – отправьте небольшой отряд к одной из планет противника и он мгновенно начнет стягивать свои силы туда, бросив атаку. И так можно делать бесконечное количество раз, дергая противника туда сюда, пока вы наконец не отстроите необходимой по мощи флот. Кроме того, рутинность войны в Stellaris и в том, что вам приходится воевать со всеми, даже с самыми небольшими цивилизация, по несколько раз, потому что зачастую набрать больше 50-60 военных очков просто невозможно – в определенный момент войны и побеждать уже некого, рушить и захватывать тоже, а очков все еще не хватает. Поэтому войну приходиться разбивать на несколько частей, промежуток между которыми 10 игровых лет (порядка 40 человеческих минут на обычной скорости) по причине обязательного перемирия. Звучит весело, правда?

    stellaris-obzor-scr-8

    Графика и звук

    Визуально Stellaris – это лучшая глобальная космическая стратегия на рынке на данный момент. Я даже не могу придумать потенциальных конкурентов, потому что скорей всего их просто нет. Интерфейс красив, но несильно интуитивен. Впрочем, к нему привыкаешь через какое-то время. Окружение проработано прекрасно, а битвы выглядят действительно увлекательно. Особенно стоит отметить, что все ваши апгрейды флота видны в бою. Изучили синие лазеры? Тогда в бою вы увидите именно синие лазеры. Не так много разновидностей внешнего вида космических кораблей, но через какое-то время это перестает быть основной проблемой игры. Почему, вы уже должны понимать, почти дочитав мой обзор Stellaris. Особенно хочется отметить великолепную оптимизацию – это действительно высший пилотаж. К звуку и музыке тоже нет никаких нареканий. Музыка в основном хорошая. Есть даже забавная, частично скопированная композиция, которая напоминает заглавную тему из саундтрека к картине Interstellar за авторством Клинта Манселла. Но это не так криминально, на мой взгляд.

    stellaris-obzor-scr-9

    Итоги обзора Stellaris – стоит ли играть?

    Подводя итоги своего обзора Stellaris, я не совсем понимаю, могу ли я советовать эту игру или все же нет. Поймите меня правильно, но игра займет вас часиков на 20 – это без сомнений. Эти 20 часов вам будет интересно – вам будет интересно просто потому, что вы будете ждать, что вот сейчас игра покажет мне еще что-то, должна же тут быть какая-то глубина? И она есть, но глубина эта очень спорна – примерно по колено. Окунуться в эту игру с головой вам удастся, только если вы любитель рутинных, задротских игр. Если вы любите гриндить, все что гриндится и не жалеете о потраченном времени на игру, которая перестала давать вам что-то новое много часов назад. Если все это вас не пугает, то перед вами действительно качественно сделанная глобальная стратегия, которая, к сожалению, не стала великой, не стала той самой, про которую будут вспоминать и в которую будут возвращаться. По-крайней мере, я точно не буду. Несмотря на всю напускную сложность, огромное количество статистики, информации, немалое количество доступных для производства ресурсов, множеству переменных, которые всегда нужно держать в голове, затевая войну или колонизируя ту или иную планету – Stellaris куда более простая игра, чем кажется. В основном так получилось не потому, что она задумана простой, а потому, что реализация в некоторых ключевых вопросах подкачала. Подкачала дипломатия, подкачала война, полностью лишенная необходимости мыслить тактически, подкачала торговля. Но самое печальная мысль, которая посетила меня лишь спустя много часов, проведенных в игре и, пожалуй, которая стала для меня камнем преткновения – это полнейшее отсутствие романтики в Stellaris. Stellaris – это сухой, качественно выполненный продукт, который, как робот, выдает тебе контент, не оставляя простора для мысли – не допуская его. Ваше воображение отдыхает, пока вы играете в Stellaris – вы сами действуете как робот по тем схемам, что вы поняли сами или нагуглили — и это странно и неправильно.

    RATE50
    jERS
    jERS
    Постоянный автор сайта. Любитель всякого рода трэша, рогаликов, JRPG, игр с открытым миром и прочей лабуды.
    jERS

    Дата публикации: Январь 11, 2017